Каталог вакансий
Медицина, фармацевтика(0)
Бухгалтерия, финансы(0)
Информационные технологии, телекоммуникации(0)
Маркетинг, реклама, издательское дело, СМИ(0)
Кадровые службы, секретариат, АХО, право(0)
Оптовая торговля(0)
Розничная торговля(0)
Туризм, гостиничное дело(1)
Страхование, Недвижимость(0)
Охрана, безопасность(0)
Наука, инновационная деятельность(1)
Образование, воспитание(1)
Лёгкая промышленность(0)
Промышленное производство, сельское хоз-во(0)
Строительство, ремонт, дизайн, архитектура(0)
Транспорт, автосервис, перевозки, склад(0)
Управление, менеджмент(0)
ЖКХ, Бытовые услуги(0)
Салоны красоты, фитнес, спорт(0)
Рестораны, общественное питание(0)
Обслуживающий персонал(0)
Другая деятельность(0)
Законодательство
Профориентация

Вверх / Помощь в трудоустройстве / Профориентация /

Мифы и рифы профессий бухгалтера и аудитора

Давайте поговорим о специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". "Дебет с кредитом - это не для меня", - скажете Вы? Не спешите! Если возникают такого рода ассоциации, это верный признак того, что ваши познания о профессиональной подготовке бухгалтеров-аудиторов не только не соответствуют реальности, а прямо противоположны ей.


Миф 1. Профессия "бухгалтер-аудитор" объединяет несовместимое. Как можно готовить по двум противоречащим друг другу специальностям в рамках одной?

На первый взгляд, это действительно так. Бухгалтер ведет учет, обслуживает прохождение финансовых потоков внутри предприятия. Аудитор проверяет, насколько результаты финансовой отчетности соответствуют реальному состоянию дел на фирме. То есть его функции - независимая оценка, анализ и контроль бухгалтерской деятельности. Но на самом деле бухучет и аудит - не два противоположных "полюса". Возникновение связки "бухгалтер-аудитор" вполне закономерно.
С одной стороны, бухгалтер должен профессионально относиться к любым проверкам (аудиторским, налоговым), знать правила и принципы проведения этих проверок. А таким специалистом он может быть только в том случае, если владеет аудитом, знает, что может быть принято за нарушение. Современный бухгалтер-профессионал способен достойно ответить на все вопросы проверяющего.
С другой стороны, как аудитор сможет проверять отчетность и бухгалтерский учет, не зная, например, принципов построения баланса? Новое "сборное" название специальности "Бухучет, анализ и аудит" (060500) свидетельствует о расширении подготовки бухгалтеров с точки зрения содержания. Образовательный "багаж" специалиста на 80 процентов состоит из профессиональных знаний бухгалтерского учета, и на 20 процентов - из основ ревизии, анализа, контроля. В соответствии с этой особенностью строится учебный план.


Миф 2. Учебные планы по специальности - сплошная математика.


Математики там, конечно, много. Но не стоит все "математически" драматизировать. На сегодняшний день в учебных планах достигнута унификация по специальностям в рамках одного направления. То есть, независимо от выбранной конкретной специальности (бухучет и аудит, экономика, менеджмент и т.д.), на первых этапах преподаются три основных блока дисциплин. Они обязательны для всех экономических профессий.

1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Этот блок включает в себя историю, культурологию, право, психологию, педагогику, русский язык и культуру речи, философию, политологию. Все это развивает человека как личность и вырабатывает мировоззренческие позиции.

2. Общие математические и естественно-научные дисциплины. Данный цикл предметов состоит, конечно же, из математики, информатики, предполагает изучение разных видов информационных технологий в экономике и пакета несложных прикладных программ.

3. Общепрофессиональные дисциплины. Они едины для всех экономических направлений, независимо от специальности. Это та основная база, которая формирует экономическое мышление: экономическая теория, история экономических учений, мировая экономика, менеджмент, маркетинг, статистика, экономика предприятия. На этом этапе будущие специалисты изучают только "азбуку" своей профессии.

4. Специальные дисциплины. Этот цикл дисциплин изучается на следующем этапе обучения и включает предметы для конкретных специализаций: бухгалтерский финансовый учет, бухгалтерский управленческий учет, бухгалтерская финансовая отчетность, комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, аудит, анализ финансовой отчетности, лабораторный практикум по бухучету. Хотя на данном этапе еще рано говорить о размежевании по специальностям, здесь углубляются знания студента в избранной им сфере. Так постепенно разрастается дерево профессиональных знаний бухгалтера: прочный ствол базовых общепрофессиональных дисциплин и ветви знаний по специальностям. А любая из них разветвляется по мере специализации.

5. Дисциплины специализации. Этот блок разрабатывается в рамках специализаций, которые есть в вузе. Предметы данного цикла читают высококвалифицированные преподаватели, которые являются не только научными работниками, но и практиками. Они обучают студентов конкретным приемам и способам решения возникающих в работе проблем.

Процесс обучения строится в соответствии с современными требованиями, которые предъявляет Международная федерация бухгалтеров к профессиональному мастерству специалистов. Например, "Изучение и анализ конкретных ситуаций" раскрывает перед студентами все многообразие бизнеса, учит принимать управленческие решения, предварительно обосновав их и просчитав возможные последствия действий. Деловые игры также дают возможность применить полученные знания в условиях, близких к реальным.


Миф 3. Новомодная формулировка специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", которая предполагает подготовку специалиста широкого профиля, на самом деле указывает на низкое ее качество.


На выходе из вуза мы получим человека, который нахватался "верхушек", а глубины профессии так и не постиг.

Традиционно специальность называлась "Бухгалтерский учет". Несмотря на недавнее "насыщение" ее формулировки "анализом" и "аудитом", бухучет всегда предусматривал элементы анализа. Что касается аудита, то он, как уже отмечалось, является плавным продолжением бухгалтерского учета и как раз выступает тем самым "углублением" знаний в той же области. О глубине профессиональных знаний специалиста можно судить уже потому, что при окончании вуза он получает квалификацию экономиста, а не бухгалтера. Этот нюанс очень важен. Мышление бухгалтера завязано на определенных показателях. Мышление экономиста намного шире.
Эта особенность находит отражение в образовательном стандарте. В области профессиональной компетенции специалиста находится "формирование и анализ информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых результатах деятельности предприятий, организаций, учреждений". Бухгалтер как экономист заботится о том, чтобы "способствовать улучшению использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отношений, содействовать защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц".
Требования к подготовке в этой сфере очень высоки. По данной специальности отсутствует бакалавриат. Но бакалавры других экономических специальностей могут получить диплом бухгалтера и аудитора в рамках второго высшего образования.
Оно предполагает интенсивную подготовку. Исходя из того, что студент уже получил необходимый объем гуманитарных и общепрофессиональных знаний, при получении второго высшего он осваивает только дисциплины специальности и специализации.
Краткосрочные курсы нельзя воспринимать как альтернативу вузовскому образованию. Они имеют образовательные программы до 500 часов. Контингент слушателей - люди, уже имеющие опыт бухгалтерской работы. На курсах они специализируются в определенной области. При таком способе обучения осваивается небольшой "кусочек" профессиональной подготовки бухгалтера - то, что обычно дается на последних курсах вуза.

Перечень наиболее распространенных специализаций включает следующие:

Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций).
Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках и других финансово-кредитных учреждениях.
Бухгалтерский учет, анализ и контроль в бюджетных и некоммерческих организациях.
Бухгалтерский учет, анализ и контроль внешнеэкономической деятельности.
Бухгалтерский учет, контроль налогообложения и судебно-бухгалтерская экспертиза.
Некоторые вузы на основе изучения рынка труда могут предлагать свои "эксклюзивные" специализации под какую-то сферу. Обычно они специализируются по 1-2 направлениям. Такая "концентрация" - источник качества подготовки и "риф", о который разбивается миф 3. Не распыляясь по всему перечню специализаций, вуз сосредоточивается на чем-то одном и подбирает соответствующий узкоспециализированный преподавательский состав.
Еще один "контрудар" по стереотипному восприятию формулировки специальности - особые требования при допуске к профессии. Когда мы говорим об идеальной подготовке дипломированных специалистов, то предполагаем, что выпускники готовы сдать квалификационный экзамен на аттестат профессионального бухгалтера в Институте профессиональных бухгалтеров при Минфине, а также получить аттестат профессионального аудитора. Сейчас этим занимается Центральная лицензионная комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Вряд ли после этого можно говорить о том, что специалист "нахватался верхушек".

Миф 4. Профессия бухгалтера - рутинная работа, в ней нет ни капли творчества.

Да, в основном эта деятельность связана с цифрами и документами. Никуда от них не денешься. Именно поэтому существуют определенные "требования" к "кандидатам" на звание бухгалтера-аудитора:

Математические способности
Аналитический склад ума
Самостоятельность и автономность работы
Усидчивость
Скрупулезность
Тем не менее бухучет и аудит - не сухая отчетность. В условиях плановой экономики, пожалуй, это была действительно скучная однообразная деятельность. Бухгалтер работал по нормативным документам, которые разрабатывались централизованно и распространялись на каждое учетное подразделение. Но сегодня он должен привносить в свою работу элементы творчества, чтобы в рамках закона планировать деятельность предприятия и добиваться положительного финансового результата. Поэтому современные учебные планы насыщены юридическими дисциплинами.

Миф 5. Хороший бухгалтер - это тот, кто может увести в "тень" финансовые потоки.

Хороший бухгалтер - это, в первую очередь, тот, кто не приведет предприятие под серьезные налоговые санкции. Теневые финансовые потоки, как известно, "протекают" в двух шагах от наказания налоговыми органами за нарушения в области бухучета. В то же время, хороший бухгалтер - это не тот, кто слепо следует букве закона. У грамотного специалиста вопрос ухода от налогов сводится к тому, что, если законодательство имеет какие-то пробелы, ими нужно воспользоваться и правильно все документировать.

Миф 6. Диплом бухгалтера и аудитора - еще не ключ к трудоустройству.

Сегодня на рынке труда востребованы только те специалисты, которые имеют опыт работы. Он у выпускников вузов отсутствует.

Опыт работы - это всегда хорошо. Но его отсутствие - не повод для отчаяния тех, кто выбрал специальность "Бухучет, анализ и аудит" в качестве своей будущей профессии. Специалисты-профессионалы поделились "рецептами" трудоустройства.
Савин Александр Юрьевич, первый проректор Московской финансово-юридической академии: "Перед поступлением в вуз следует узнать, как там организуется практика студентов. Если в рамках обучения по специальности имеется несколько производственных практик, то обычно после последней из них большинство выпускников можно считать трудоустроенными. Потенциальные работодатели оценивают практику на своем предприятии как опыт работы".
Ищенко Маргарита Михайловна, руководитель департамента экономического образования Института дистанционного образования Московского государственного индустриального университета: "Возраст, опыт работы, образование - три основных параметра, по которым работодатель отбирает кандидатов на вакантное место. Многие, читая объявления о приеме на работу, пугаются установленных цензов, и не подают свое резюме, считая, что оно не соответствует выдвинутым фирмой требованиям. И очень даже зря. Успешное трудоустройство во многом зависит от того, насколько грамотно резюме будет составлено. Работодателю можно "внушить", что, хотя у вас нет опыта работы, вы многое знаете, умеете и приложите все усилия, чтобы принести фирме пользу. Как свидетельствуют факты, это действительно срабатывает. Цензы устанавливаются как определенные нормированные величины. Но всегда есть исключения из правил.
Так что требуемый опыт работы - не такой уж непреодолимый барьер для начинающего бухгалтера. К тому же, большинство студентов уже на четвертом курсе начинают работать. Правда, за очень небольшие деньги, так как имеют возможность делать это только в свободное от учебы время. Не редки случаи, когда ряд страховых компаний, крупных аудиторских и бухгалтерских фирм обращаются в деканаты, на кафедры с предложениями о найме на работу. Они исходят из того, что базовые знания студентам уже даны, но они пока еще не высококвалифицированные специалисты, поэтому согласятся работать за невысокую заработную плату. Для студентов этот вариант привлекателен тем, что к пятому курсу они практически все трудоустроены".
А может быть, эта профессия - ваше призвание? Тогда вам остается только выбрать вуз, где готовят специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту.


Марианна Дравнель

Источник: Кадровое агенство "КАУС"


Реклама

Авторизация



Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту
Текст:



Помощь в трудоустройстве

КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РФ
на 22.11.2018
USD65,9485+0,3614
EUR75,1483-0,0342
E/U1,1395-0,0068
БВК70,0884+0,1834
Все валюты

Ваше мнение
Какое состояние сейчас в большей степени характерно для малого бизнеса?
 Рост
 Стабильность
 Снижение
 Уход в тень
 Закрытие
Предложите опрос