Профориентация

Диковинная работа, или Новые профессии нашего времени
Логика беспрерывно меняющейся жизни такова: одни профессии уходят в небытие, на смену же приходят совсем другие на, первый взгляд диковинные. Вчера еще казались такими важными и необходимыми стенографисты, трубочисты или, скажем, ретушеры, а теперь их днем с огнем нужно искать... Зато появились прежде неведомые шоперы, лайф-коучи, системные интеграторы. И просто когда-то забытые, а теперь востребованные вновь - дворецкие, гувернантки и составители частных библиотек. Особенности новых профессий нашего времени изучала корреспондент "Известий" Елена Тихонова.

Дворецкий
(Он же батлер, он же мажордом, он же хаусхолд-менеджер)

Чем занимается

Главная задача дворецкого - избавить хозяев дома от мелких бытовых и крупных коммунальных проблем. Он подбирает поваров и горничных, следит за их работой, общается с дизайнерами, флористами, водопроводчиками и слесарями, заботится о том, чтобы не выбивало пробки, чтобы исправно пополнялись запасы винного погреба, сервирует и обслуживает завтраки, обеды и ужины, устраивает гостей, организует поездки семьи и прочее.

Клиенты

В первую очередь это люди, жилплощадь которых составляет 1500-2000 кв.м. Хозяева домов предпочтение отдают, как правило, тем, кто помоложе да поопытнее и со знанием английского (как минимум). Надежность, тактичность, умение управлять - главные требования к дворецкому.

Подводные камни

Дворецкий за все отвечает головой. Даже если хозяева не всегда четко знают, чего хотят. А он должен предугадывать и события, и пожелания. Сочетать несочетаемое: должности личного секретаря и топ-менеджера.

Вадим Овчинников, директор "Школы дворецких": "Случается, например, хозяин забыл о встрече, а гость, приехал - тогда дворецкий должен взять вину на себя: мол, из-за него вышла накладка".

При этом ни о какой дружбе или панибратских отношениях с хозяевами и речи быть не может. Даже если между членами семьи идет война - дворецкий должен сохранять нейтралитет и невозмутимость.

Заработок

От 2 до 5 тысяч долларов.

Где этому учат

В "Школе дворецких", существующей в Москве с 2002 года. Обучаться могут те, кому не менее 28 и не более 48 лет - как мужчины, так и женщины (в отличие от Запада, в России и женщины-дворецкие встречаются довольно часто). Важны как личные качества, так и опыт работы управляющим, помощником по хозяйству, совмещающим функции, например, садовника, охранника и секретаря. Национальность и вероисповедание значения не имеют: недавно, например, в школу обратился мексиканец, давно живущий в России.

Прошедшим 100-часовой курс обучения
(92 тысячи рублей за учебу, около 12 тысяч за костюм) обещано трудоустройство.

Из первых уст

Вадим Овчинников:

"На эту должность нужен человек уровня вице-президента крупной компании, готовый заниматься сервисом. Подбор дворецкого в дом может длиться от двух месяцев до года. Многие обращаются к нам, когда дом еще только строится".

Системный интегратор
(Он же специалист по организации "умного дома")

Чем занимается

Начиняет дом или квартиру клиента аудио- и видеоэлектроникой; создает мультирум и сложные системы освещения, протягивает кабельные, телефонные и компьютерные сети, организует так называемый умный дом в целом - чтобы было красиво, хорошо работало и органично вписывалось в интерьер. В принципе речь может идти и об оснащении электроникой офисов и предприятий.

Клиенты

Приходят к системным интеграторам обычно дизайнеры и архитекторы, а не сами домовладельцы. Начаться разговор может с подбора телевизора, а закончиться - решением создать "умный дом". В интересах системных интеграторов - предложить комплексное обслуживание дома.

Кого-то из клиентов больше волнует безопасность, кого-то - комфорт, кого-то - развлечения, в зависимости от этого в доме появится либо сад поющих камней, либо домашний кинотеатр в ванной, либо ночной мини-клуб.

Подводные камни

Сергей Буров, генеральный директор компании "Дизайн аудио- и видеосреды": "Рынок, на котором мы работаем, официально не существует. Рекламируют плазменные панели или DVD-проигрыватели, а вот про "умные дома", например, очень мало информации. Об этом пишут в профильных журналах, но их читают немногие"... Все понимают необходимость систем отопления или кондиционирования, а что касается установки электронных систем - к этому отношение несерьезное из-за незнания.

Предлагают, например, человеку организовать управление освещением, а он не понимает, зачем. А потом оказывается, светильников и выключателей так много, что он в них путается, а сделать уже ничего нельзя...

Заработок

В среднем по Москве - $1000.

Где этому учат

Специально - нигде. А вообще - в технических вузах, по специальности инженер-электронщик, компьютерщик.

Из первых уст

Сергей Буров:

"До того как стать системным интегратором, я учился в техническом вузе, занимался установкой профессионального аудио, потом домашнего аудио... Сейчас есть обучающие центры, которых очень мало, где учат частям профессии, например, знакомят с автоматикой инженерных систем или проводят продакт-тренинги. За границей же существуют целые ассоциации людей, занимающихся системным интегрированием".

Составитель частных библиотек
(Он же библиофил, он же спец по литературе и книгоизданию)

Чем занимается

Составляет достойную библиотеку из эксклюзивных изданий в зависимости от запросов и интересов заказчика. Хорошая библиотека в доме уважаемого человека - это модно, это комильфо.

Клиенты

Одни обращаются в издательства за книгой или серией, а потом начинают интересоваться и подбором целой библиотеки. Другие приходят по рекомендациям друзей или коллег. Случается, заказ исходит от дизайнера, которому надо заполнить правильными и красивыми книгами помещение.

Чем специфичнее запросы у клиента, тем больше времени тратится на их выполнение.

Подводные камни

Елена Осипова, PR-директор издательства "Мир книги"; глава агентства Public Stories, занимающегося составлением библиотек: "Клиент, с уважением выслушав рекомендации образованного человека, просит обратить внимание на оформление книг: сделайте, мол, мне эксклюзивную библиотеку. "Ну чтобы там кожа, всё в тон и на каждой книге мой экслибрис". На лице составителя явное разочарование... Клиент тут же отводит меня в сторону и просит никогда больше не приводить этого сноба. А мне советует иметь дело с деловыми людьми".

Где этому учат

Специально этой профессии нигде не учат. Да и непонятно до конца, можно ли назвать профессией консультационные услуги специалиста, разбирающегося в перипетиях книгоиздательского бизнеса и готового много читать ради тех, кого он консультирует.

Заработок

Вознаграждения за услугу очень индивидуальны. Но средняя цифра заработка около 20 000 рублей в неделю. Впрочем, есть библиофилы, которые делают это не ради прибыли, а из любви к искусству. Издательства или их отделы, занимающиеся эксклюзивной книгой, тоже привычно помогают своим постоянным покупателям советом и делом.

Из первых уст

Елена Осипова:

"Первый раз мы сформировали библиотеку одного российского политика в его новом загородном доме три года назад. Тогда библиотека, занимающая 44 кв. метра, казалась огромной. Но потом были библиотеки и на 2000 кв. метров... Сейчас мы уже в пятый раз составляем библиотеку для руководителя крупнейшего российского предприятия, расположенного в Северной Осетии. Он не мог отказать своим землякам и уже четырежды дарил им составленную нами библиотеку. Думаю, клиентами мы будем обеспечены надолго".

Шопер
(Он же консультант по стилю, моде и покупкам)

Чем занимается

Ревизует и обновляет гардероб клиента, консультирует по стилю, покупает в магазинах все необходимое клиенту - тому останется только примерить и оплатить. Шопер помогает сэкономить: на времени (которое деньги), на скидках, на выборе товаров, которые необходимы безусловно, а не будут валяться зря. Он обязан знать все модные тренды и быть психологом, чтобы клиент в вопросах стиля и моды верил ему как самому себе.

Клиенты

Многие у нас все еще рассматривают услуги шопера как "статусные", из разряда "могу себе позволить". Но в "горячие" сезоны - весной, осенью - к шоперам выстраиваются целые очереди... Проще всего шоперам работается с мужчинами и деловыми женщинами - как с "людьми результата": они чётко знают, сколько костюмов, рубашек и пар обуви им надо. Сложнее с "рублевскими" женами. Они настроены на процесс, не всегда знают четко, чего хотят, к тому же у них много свободного времени. Случается, после оглушительного похода по бутикам клиентка просит посмотреть, что она понакупила. Шопер из семи вещей оставляет одну, а остальные - отвозит в магазин. Самой клиентке это делать почему-то стыдно.

Подводные камни

Они носят чаще этический характер. Например, у шоперов есть правило конфиденциальности. Хочется из тщеславия рассказать, что одевает публичных персонажей с громкими именами, но профессионалы настоятельно советуют новичкам не болтать о клиентах. Например, политики или госчиновники этого не любят. Или случается, клиент приводит сначала жену, а потом любовницу.

Другая странность российского профессионального шопинга: консультанта не очень охотно пускают в дом, куда он должен попасть, чтобы сделать ревизию гардероба.

Заработок

Ревизия гардероба - $200, "навар" с каждого клиента - около десяти процентов от потраченной им в магазине суммы.

Где этому учат

За 750 у.е. можно освоить профессию шопера, например, на курсах ассоциации Personal Shopping.

Из первых уст

Наталья Петухова:

"Меня пригласили для консультации госчиновника, занимающего достаточно высокий пост. Мы сошлись почти во всем: цветовой гамме предметов гардероба, крое костюмов, я даже убедила его сменить часы со спортивных на классические. Но... он никак не хотел отказываться от брюк с манжетами, что при его телосложении (невысокий и с брюшком) просто убийственно... Лишь увидев фото Элтона Джона в подобных брюках, он осознал, что не хочет выглядеть так же. Думаю, немаловажную роль тут сыграла сексуальная ориентация певца".

Ирина Андреева:

"Многие VIP-клиенты и "модники" каждые 1,5-2 месяца выезжают на шопинг за границу, чтобы обновить гардероб и быть на гребне модных тенденций. Я работаю в основном с Италией уже более 10 лет: здесь и огромный выбор, и цены в 2-3 раза меньше наших... Наряду с индивидуальными поездками существуют и групповые шоп-туры - по 3-4 человека на одного консультанта... Выходит очень выгодно для клиента".

Лайф-коуч
("Тренер жизни", он же профессиональный советчик на все случаи жизни)

Чем занимается

Раньше говорили: "Не учите меня жить, лучше помогите материально". Теперь, наоборот, многие просят: научите меня жить, а я за это заплачу. Коучинг - это вид психологического консультирования, сочетающий элементы психотерапии и тренерства. Задача коуча - создать для клиента комфортную атмосферу и не просто подсказать эффективные способы достижения целей, но и поддержать в этом клиента.

Клиенты

Чаще всего к коучу обращаются, когда хотят сменить работу или область деятельности, начать собственный бизнес, сделать карьеру, наконец, выйти замуж. К услугам коуча прибегают и те, у которых вроде бы есть всё - семья, карьера, успех, но нет радости от всего этого.

Вот что рассказывает Инна Беркович, лайф-коуч, руководитель департамента подбора персонала в сфере развития бизнеса, маркетинга и продаж компании Human Capital: "Бывают такие ситуации. Приходит радостная женщина с запросом, как ей выйти замуж, ведь она такая замечательная. А уходит заплаканная, поняв, что вся загвоздка в ней самой, она презирает многих и вовсе не готова принять и полюбить человека со всеми его плюсами и минусами".

Подводные камни

Как в любой профессии, среди коучей можно встретить и не очень хороших специалистов. Инна Беркович рассказывает об одном маркетинговом исследовании стоимости услуг коучей: "Один из специалистов на вопрос о том, сколько стоят его услуги, начал рассказывать о марке машины, на которой ездит, о доме на Рублевке и прочее. Увы, из контактов и с такими горе-коучами складывается мнение о профессии".

Заработок

Начинающие коучи за один сеанс (60-80 минут) могут просить $30-100. Опытному коучу некоторые клиенты готовы заплатить и $1000.

Где этому учат

В Санкт-Петербурге - в Институте коучинга, в Москве - в Международном эриксоновском университете и Международной академии коучинга. Стоимость обучения - от $2000 до $5000 в год.

Из первых уст

Инна Беркович:

"Поначалу была ошарашена тем, что коучинг - не просто советы и экспертные оценки. Коуч претворяет в жизнь принцип Сократа: "Каждый человек знает истину. Я выступаю в роли повивальной бабки, позволяя этой истине родиться!" И еще один важный принцип - начинать надо с себя, со своих проблем и неразрешенных жизненных ситуаций".


Источник: "Человеческие ресурсы Урала"